Развитие речи у детей
Развитие речи ребенка 5-6 месяцев
Нежный голосок малыша мама слышит с самого рождения. Маленький 2 месячный малыш уже умеет гулить и в хорошем настроении радует родителей душевным «разговором».
К настоящей беседе малыш пока не готов, но на 5-6 месяце он начинает серьезно тренироваться. Из мелодичного гуления на свет рождается детский лепет. Для ребенка это большое достижение, чтобы добиться таких успехов, он долго тренировал свой артикуляционный аппарат.
Время, когда малыш начинает произносить первые слоги, пусть пока не осознанно, отлично подходит для начала занятий по развитию речи.
Для того чтобы карапуз быстрее сказал первое слово, с ним нужно ежедневно заниматься. Упражнения по развитию речи и артикуляционного аппарата достаточно просты, их могут проводить с ребенком и мама, и папа, и бабушка с дедушкой.
Пять несложных упражнений позволят добиться значительных результатов в развитии речи малыша:
Упражнение первое. Повторяйте за ребенком. Когда малыш в хорошем настроении и хочет «поговорить», обязательно удовлетворяйте его желание. Произносите за ним звуки, которые он говорит. Покажите ему, как вы это делаете, как говорите его «агу» с разной интонацией (медленно, быстро, восторженно, грустно и т.д.) и с разной громкостью.
Упражнение второе. Говорите с ребенком. Разговаривать следует именно с малышом, а не по телефону или друг с другом. Для того чтобы усваивать произношение звуков, и учиться понимать значение слов, он обязательно должен участвовать в процессе общения.
Малышу можно рассказывать обо всем, что он видит или слышит. Через пару месяцев ежедневных занятий ребёнок 6 месяцев при упоминании знакомого предмета будет искать его взглядом.
Упражнение третье. Развивайте мелкую моторику руки. Уровень речи тесно связан с развитием мелкой моторики рук, поэтому следует делать специальные упражнения, разрабатывающие работу маленьких пальчиков. Дети 6 месяцев очень любопытны, они любят новые интересные предметы, могут некоторое время играть, перекладывая их из одной емкости в другую. Воспользуйтесь этим, дайте ему коробку с набором различных интересных вещиц. Они должны быть неодинаковыми по размеру, материалу, качеству поверхности, весу. Перекладывая их в ящичек и обратно, ваше чадо будет тренировать свои пальчики и познавать мир.
Хорошим упражнением для развития моторики станет игра ребенка с кусочками ткани разной структуры: вельветом, бархатом, шелком, драпом и т.д.
Упражнение четвертое. Колыбельная. Традиция укладывания ребенка при помощи колыбельной песни сегодня не слишком популярна. Многие родители предпочитают включать малышу аудиозапись. Однако именно мамина колыбельная способствует развитию речевых навыков ребенка. Голос самого родного человека не только успокаивает, но и помогает лучше узнавать звуковой строй родной речи.
Упражнение пятое. Пестушки. Ежедневно рассказывая малышу детские стишки и пестушки, мама развивает и речь, и память ребенка. Через некоторое время малыш будет сам в нужном месте пестушки поднимать ручки вверх, а позднее и пытаться повторять слова.
Развитие речи у детей 6-8 месяцев
Время идет, и малыш становится все взрослее. Он уже многое понимает и с удовольствием участвует в общении взрослых.6мес ребёнок внимательно следит за родителями, слушает, что они ему говорят, и связывает их речь с окружающей действительностью.
В период 6-8 месяцев ребенок делает очень большой скачек в речевом развитии. Это не означает, что он начинает говорить или произносит первое слово. Достижения в этом возрасте касаются в основном понимания речи.
Развитие детей происходит разными темпами, кто-то в 8 месяцев еще не будет искать глазками папу или бабушку, но это не означает, что с таким ребенком не стоит заниматься. Наоборот, с немного отстающими малышами нужно работать более настойчиво и более терпеливо. Неудачи в развитии речевых навыков — временное явление, ваше чадо обязательно наверстает упущенное, главное, чтобы вы не опустили руки и ежедневно вместе с ребенком тренировались.
Спокойствие матери во время занятий с малышом в большой степени обеспечивает хорошие результаты обучения. В состоянии раздражения учеба не даст желаемого результата, ребенок просто не будет воспринимать то, что вы ему говорите, ведь в этом возрасте карапуз все еще очень остро чувствует настроение мамы.
Упражнения на понимание речи окружающих строятся на трех китах: говорим, показываем, общаемся.
Говорим. Мама обязательно должна разговаривать с ребенком, причем это должно быть не сюсюканье, а нормальная человеческая речь. Например, утром с малышом нужно здороваться, желать ему доброго утра, спрашивать, как он спал, рассказывать, как провела ночь мама и т.д. Во время разговора малыша лучше называть по имени, себя – мамой, папу – папой. В семьях, где, например, папу зовут каждый раз по-другому: то папой, то Иваном Ивановичем, то Ваней, ребенок дольше разбирается в ситуации. Лучше, если человек или предмет будут ассоциироваться у малыша с одним названием.
Не всегда, разумеется, стоит называть предмет «правильно», он гораздо быстрее освоит, что мамина грудь – это «титя» или «сися», а кошка – «киса». Короткие названия предметов будут бытовать первые два-три года, пока словарный запас малыша не вытеснит их. Сейчас они необходимы вашему чаду, чтобы быстрее и легче войти в мир взрослых вещей.
Показываем. 7 месячный малыш не скоро поймет, о чем говорит мама, если не увидит это своими глазками. Например, предлагая малышу поиграть с плюшевым зайцем, необходимо продемонстрировать игрушку, рассказать о ней, показать, как именно можно играть с «заей», указать на основные отличительные признаки этой игрушки (длинные уши). Такой рассказ должен предварять каждое обращение к зайцу или другой игрушке.
Точно такая же технология наглядности должна сопровождать и знакомство с людьми и с бытовыми предметами. Многие детки, сидя на руках у взрослых, обожают исследовать их лицо, волосы, одежду. Криками «нельзя» карапуза не остановить, однако из этой ситуации можно извлечь пользу. Расскажите непоседе, где глазки, где ушки, где носик и т.д. Очень скоро ребенок станет по вашей просьбе отыскивать на лицах близких знакомые ему детали.
Общаемся. Упражнения по развитию речи могут быть продиктованы не только вашими интересами и требованиями, малыш тоже может вносить темы на обсуждение. Например, если он заинтересовался каким-то бытовым предметом, не нужно сразу же его отбирать, объясните малышу его назначение, особенности, покажите как он применяется. Естественно, рассказ должен быть «по-детски» простым.
Общение с малышом лучше всего проходит во время игры или какого-то бытового действия, например, когда мама поливает цветы или стирает. Ребенка завораживают мамины действия, он очень внимательно за ними наблюдает и в конечном итоге быстрее усваивает полученные знания.
Понимание речи взрослых является важным этапом развития ребенка. Недостаток общения может сказаться на скорости речевого развития малыша. Проявите немного терпения, и первое слово ребенка будет достойной наградой.
Развитие речи у детей 10-12 месяцев
В конце первого года жизни ребенок достигает значительных успехов. Он уже не беспомощное существо, которое мама принесла из родильного дома. У малыша начинает вырисовываться характер, появляются предпочтения в еде, игрушках, занятиях.
Понимать интересы малыша становится проще. Он теперь может выражать свои чувства и настроения не только при помощи эмоционального крика, но и используя функциональный лепет.
Ребёнок 12 мес. уже знает и произносит несколько слов. Чаще всего это 5-7 коротких, имеющих для малыша большое значение слов, например, мама (или ма), дай, папа и т.д.
В этом возрасте увеличиваются темпы развития речи малыша. Он практически каждый день узнает что-то новое, неизвестное для себя. Важно, чтобы его знания имели четкую привязку с названиями предметов или явлений. Это будет залогом успеха его развития.
Занятия становятся разнообразнее:в 11 мес уже может «читать» с мамой книжки. Чтение взрослыми стихов развивает артикуляционный аппарат малыша. К году он может уже повторять некоторые простые слова. Возможно, это будет детское переложение, ведь ребенок пока говорит очень мало, но все-таки попытка говорения.
Книжка с картинками хороша еще и тем, что кроме чтения она может помочь и при познании мира. Для развития малыша следует выбирать книжки с иллюстрациями в реалистическом стиле, так ребенку будет проще соотносить глазки у тети на картинке с глазками мамы.
Рассматривая картинки, мама должна рассказывать малышу, что на них нарисовано, что делают герои, что они говорят, что держат в руках и т.д. Можно придумать целую историю про персонажей книжки, детям нравится слушать, особенно когда они четко видят аналогию с собой. Например, в рассказе о «кисе» можно упомянуть, что она очень любит молочко и каждый день умывается. Рассказы лучше всего придумывать так, чтобы они соответствовали изображениям, так ребенок нагляднее представит всю историю.
По-прежнему большую роль в развитии речи ребенка играет непосредственное бытовое общение с родителями. Воспитывая малыша изолированно от семьи, мама ограничивает его развитие, ведь очень многие вещи ребенок постигает умозрительно, наблюдая за родителями или старшими братьями и сестрами. Контакты с другими членами семьи позволяют малышу слышать не только мамину речь, наблюдать за взаимоотношениями в семье, что очень пригодится ему в период взросления.
Большое значение в преддверии первого дня рождения ребенка имеют игры и игрушки. Они позволяют родителям моделировать взрослый мир в понятных малышу образах. Среди игрушек в этом возрасте особенной популярностью пользуются, те, из которых можно извлекать звуки. Это могут быть дудочки, свистульки, детские пианино и т.д. Духовые инструменты хорошо развивают органы говорения: язык, щеки, губы. Их использование положительно влияет на процесс говорения. Другие музыкальные инструменты позволяют развивать голосовые связки во время певучего лепета, который сопровождает игру.